Перейти к основному содержанию

Людмила Белолюбская: «Музыка – это вся моя жизнь»

19 апреля 2022

В Республике Саха (Якутия) подвели итоги конкурса для работников в сфере образования, приуроченного к 100-летию Якутской АССР, инициатором и спонсором которого выступило АО «РНГ». В числе победителей – руководитель оркестра народных инструментов Дворца детского творчества им. Ф. И. Авдеевой, заслуженный работник образования республики, отличник просвещения РСФСР Людмила Белолюбская.

Людмила Спартаковна, вы всегда хотели быть педагогом? Почему вы выбрали эту профессию?

Моя любовь к музыке зародилась еще в детстве. Я училась в музыкальной школе, затем играла на домре в оркестре Дворца детского творчества им. Ф. И. Авдеевой. После окончания школы поступила в Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жиркова по специальности «Педагог музыкальной школы», а затем закончила Кемеровский государственный институт культуры по специальности «Руководитель оркестра народных музыкальных инструментов». После этого вернулась преподавать в родной Дворец детского творчества, где и работаю по сей день, с единственной записью в трудовой книжке. Можно сказать, что с этим учреждением связана вся моя жизнь.

Расскажите о вашем оркестре.

У нас занимаются дети с четвертого по одиннадцатый класс. В оркестре также играют наши выпускники, которые учатся в высших учебных заведениях Якутии. В этом году мы отмечаем юбилей – 65 лет. Последние два года для нашего коллектива были сложными из-за пандемии. Ребята все это время занимались в основном онлайн и заметно отстали, но им на помощь пришли наши бывшие воспитанники, которые уже давно выпустились. Совместно мы дали ряд успешных концертов.

Где выступает ваш оркестр и какими достижениями вы гордитесь?

Наш оркестр единственный в Якутии, который носит звание образцового детского коллектива России. Мы принимаем активное участие во всероссийских конкурсах, выступали в Москве, Владивостоке, Ярославле, Анапе, Чите, Благовещенске. Являемся номинантами премии «Бриллианты республики» Международного детского фонда «Дети Саха – Азия». Мы объехали много стран, аккомпанируя детскому танцевальному коллективу «Каталык». По линии ЮНЕСКО, которая поддерживает национальное творчество, мы посетили Францию, Польшу, Японию, Корею, Китай, Словакию, Болгарию, Венгрию и Сербию. В последние два года из-за пандемии мы никуда не ездим, участвуем в конкурсах дистанционно: отправляем свои видеозаписи и берем призовые места. Ежегодно получаем пять-шесть дипломов лауреатов первой степени. Сейчас готовимся к международному конкурсу «Розовая чайка», который состоится в июне этого года в Якутске в рамках международного конгресса «Музыка для всех».

Мы постоянно совершенствуемся и учим что-то новое: в прошлом году реализовали грантовый проект «Музыка Победы», приуроченный к годовщине победы в Великой Отечественной войне. В этом году в мае хотим сделать театрализованное представление, посвященное столетию пионерии. В новую программу вошли девять песен.

Скажите, что отличает якутских педагогов от их российских коллег?

Мы с ними – одна семья. Раньше мы часто ездили в творческие командировки в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. И не только учились сами, но и проводили свои мастер-классы. Мы многое берем на вооружение у наших коллег из крупных городов, применяем затем их методики в своей работе.

Какими качествами должен обладать современный педагог?

Это сложный вопрос. Прежде всего, он должен любить свое дело и детей. Современный педагог должен обладать информационными компетенциями, владеть компьютерными программами. Например, редактором Sibelius, предназначенного для создания музыкальных партитур и инструментальных партий, уметь заполнять электронный журнал и пользоваться различными программами, облегчающими образовательный процесс.

С какими проблемами сегодня сталкиваются педагоги?

Проблемы были в период пандемии, когда нам пришлось постараться, чтобы сохранить коллектив. Каждый ребенок занимался дистанционно с преподавателем, затем записывал свою партию на мобильный телефон и присылал нам. После чего наши старшеклассники все эти файлы сводили в один, чтобы получилось оркестровое произведение. Это была очень сложная и ответственная задача. Ведь готовые файлы мы потом посылали на конкурсы, в том числе международные.

Как привить ученику любовь к предмету?

В дополнительном образовании хорошо то, что это не обязательный предмет, а выбор самого ребенка по его интересам. В оркестре детей привлекает совместное музицирование, когда каждый играет свою партию, и в целом получается что-то благозвучное. Мотивируют совместные поездки и мероприятия, которые сплачивают коллектив. Ребята приходят не просто поиграть, но и пообщаться друг с другом.

Как вы считаете, зачем нужны профессиональные конкурсы среди педагогов?

Они необходимы для того, чтобы преподаватели развивались, обменивались опытом, учились друг у друга. Например, для педагогов дополнительного образования проводится конкурс профессионального мастерства с красивым названием «Сердце отдаю детям», где мы не только демонстрируем свои таланты, но и получаем знания от других участников.

Каким должен быть идеальный педагог? Вы встречали таких?

У меня самой был прекрасный педагог во Дворце детского творчества – замечательный человек и прекрасный музыкант Криницкий Вениамин Витольдович. Он посвящал детям все свое свободное время, общался с ними на равных, но не опускался до их уровня, а поднимал до своего, советовал, как старший друг. И школьники его очень любили.

Как вы оцениваете конкурс среди учителей, в котором вы участвовали?

В нашем Дворце детского творчества профессиональному совершенствованию педагогов отводится большая роль. Такие мероприятия мотивируют, окрыляют педагогов, но, с другой стороны, и ко многому обязывают. Хорошо, что такие конкурсы проводятся. Спасибо АО «РНГ»!

Всего подано заявок:

305

Этапы конкурса

Награждение
до
Определение победителей
до
Подача заявок
до