Среднеботуобинское НГКМ находится на территории Мирнинского района Республики Саха (Якутия), в 130 км на юго-запад от г. Мирного и в 140 км к северо-западу от г. Ленска.
Добытая нефть поставляется в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
АО «РНГ» владеет лицензией на право пользования недрами лицензии ЯКУ 04493 НЭ от 03.09.2015 г. для разведки и добычи углеводородного сырья в пределах участка Восточные блоки СБ НГКМ.
Срок окончания действия лицензии – 31.12.2117 г. Площадь лицензионного участка – 385,5 км2.
УЧАСТКИ СРЕДНЕБОТУОБИНСКОГО НГКМ
Участок | Недропользователь |
---|---|
Центральный блок СБ НГКМ | ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (ПАО «НК «РОСНЕФТЬ») |
Северный блок СБ НГКМ | ОАО «АЛРОСА-Газ» (АК АЛРОСА) |
Восточные блоки СБ НГКМ | АО «РНГ» |
В 85 км к юго-западу расположено Чаяндинское месторождение — базовое для создания Якутского центра газодобычи и поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири».
По основным тектоническим элементам месторождение разделяется на три крупных блока: Центральный блок, Северный блок и Восточные блоки. Месторождение разделено на четыре лицензионных участка.
Территориально месторождение расположено в пределах Лено-Вилюйской равнины Средне-Сибирского плоскогорья, в междуречье Лены и Вилюя, в бассейне среднего течения реки Улахан-Ботуобуя (правого притока р. Вилюй). Река несудоходна, только в период весенне-летнего паводка возможно плавание на легких моторных лодках. Годовой сток составляет 120-130 млн.м.
Гидрография района представлена также рекой Таас-Юрэх и рядом других более мелких. Питание рек в основном снеговое. Долины рек и ручьев заболочены – около 10% рассматриваемой территории занимают болота и заболоченные земли. Ледостав наступает в первой декаде октября, вскрытие рек – в конце апреля, начале мая. Наибольшая толщина льда на непромерзающих реках составляет 120 см.
Рельеф представляет собой всхолмленную равнину, расчлененную густой сетью временных водотоков. Абсолютные отметки высот рельефа составляют 300-390 м, относительные превышения – 30-50 м.
Климат Мирнинского района является резко континентальным с продолжительной суровой зимой и коротким теплым летом. Основными факторами, влияющими на суровость климата, являются глубоко континентальное материковое положение и горное обрамление равнины с востока, юго-востока и юга, препятствующие проникновению влажных масс воздуха с Тихого океана. Особую суровость природных условий района определяет зима средней продолжительностью 7 месяцев, с ясной погодой и низкими температурами. Средняя месячная температура воздуха в январе держится в пределах от –28°С до –40°С. Достаточно часто отрицательные температуры зимой достигают минус 53-57°С. Средняя продолжительность отопительного сезона составляет 270 дней.
Весна и осень практически отсутствуют. Летом жаркие дни (температура поднимается до +30°С) сменяются холодными ночами. Средняя месячная температура воздуха в июле в Мирнинском районе варьируется от +12°С до +18°С, а максимальная составляет +33°С — +35°С. Осадков в районе выпадает мало, высушенная за лето почва слабо увлажняется и, замерзая в конце сентября, уходит под снег в сухом состоянии. Снегопады наиболее характерны для октября-ноября.
Толщина снежного покрова для участков с ровной поверхностью 35-50 см. Число дней со снежным покровом 200 суток в год.
Главной особенностью инженерно-геологических условий месторождения является повсеместное развитие многолетнемерзлых пород, залегающих до глубины 400 м. Наибольшая толщина сезонного оттаивания 3,5-3,9 м характерна для водораздельных участков, покрытых сосновым лесом.
На площади Восточных блоков СБ НГКМ и вблизи от него имеются выходы строительных материалов – кирпичной глины, известняков, гравия, песка, гипса, бутового камня и диабазов. Строительный лес в районе встречается в виде отдельных рощ.
Лицензионный участок Восточные блоки СБ НГКМ
Несмотря на существенный потенциал природных ресурсов Восточной Сибири, запасы углеводородного сырья в этом регионе остаются большей частью неосвоенными из-за географической удаленности и суровости климатических условий. Слабая развитость системы дорог в регионе затрудняет как транспортировку необходимого оборудования на месторождение, так и вывоз продукции.
В настоящее время основной формой транспортировки является Байкало-Амурская федеральная железная дорога до г. Усть-Кут (ст.Лена, порт Осетрово) и далее – баржей до Ленска (протяженность водного маршрута – 961 км). Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) решил проблему вывоза добываемого углеводородного сырья.